«Мы умудряемся превратить в неприятную обязанность то, что могло бы быть чистой радостью. Помню, я как-то, по дороге в церковь, зашел за Лосскими (мы жили в Париже на одной улице). Они собираются, одели троих детей, а четвертый стоит и ждет, но его не одевают. Он спросил: “А я что?” И отец ответил: “Ты себя так вел на этой неделе, что тебе в церкви нечего делать! В церковь ходить – это честь, это привилегия; если ты всю неделю вел себя не как христианин, а как бесенок, то сиди во тьме кромешной, сиди дома…”
Митрополит Антоний Сурожский
Виктор (Мамонтов) (1938–2016), архимандрит, настоятель Свято-Евфросиньевского храма в Карсаве, автор нескольких книг и многочисленных статей по истории Русской Православной Церкви.
«Вспоминается комический и в то же время не очень приятный случай, который был много лет назад, в селе Ракитном. Ожидая приема у о. Серафима (Тяпочкина), я вдруг увидел, как подросток беззлобно, но неотступно бьет другого, сидя на нем верхом, а тот лежит в пыли и не сопротивляется. Спрашиваю его: «Что же ты делаешь?» А он отвечает: «Я его на смирение тренирую!» Позже, когда я увидел маму этого «тренера на смирение», то понял, что его дома тоже тренируют подобным образом на смирение и на все остальные христианские добродетели. Мама заставляла мальчика выстаивать целиком долгие службы, которых он не понимал, и для него это была не школа возрастания в духе и любви, а именно тренировка»
Александр Ильяшенко (1949), протоиерей, сотрудник сектора Синодального Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, отец 12 детей.
«Водить ли ребенка на всю службу в храме?»
«Иногда бывает, родители – чуткие, нигде не перебарщивали, не давили, а ребенок становится подростком и уходит из Церкви. Почему – тайна. В наше агрессивное, беспощадное, безжалостное антихристианское время, все против верующих хороших людей, сознательно разрушаются нравственные традиции. Так что сегодняшним и родителям, и детям можно только посочувствовать»
Игорь Фомин (1970), протоиерей, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Член редакционного совета журнала «Фома».
«Богослужение – не механический процесс, к которому можно «приучить» ребенка»
«Мне вспоминается притча, бытующая в церковной среде. Где должен идти пастух, ведущий стадо? Если он – впереди стада, которое слушается его без понуканий – это настоящий пастух. Тот, кто позади стада – не пастух, а тот, кто гонит стадо на убой»
Софья Сергеевна Куломзина (1903 — 2000), доктор богословия, известный православный педагог, автор книг по религиозному образованию.
«Участие детей в церковном богослужении»
«… пришлось мне быть с группой детей на чтении Двенадцати Евангелий. Среди них была маленькая шестилетняя девочка. В середине службы я предложила ей посидеть на стуле. Серьезно взглянули на меня большие детские голубые глаза, и она прошептала: «Не всегда надо делать, что хочется…»
Анна Сапрыкина, кандидат педагогических наук, православный журналист, автор книг для детей и родителей, автор «Материнских заметок» на Православие.Ру, мать семерых детей.
«Дети на Литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье?»
«Дети на Литургии: как привести детей в храм, просто привести?»
«И получается: сегодня я не выспалась, в следующий раз малыш капризничает, потом слишком холодно, а потом, конечно, жарко… Вообще: каждый день не высыпаемся – хоть в воскресенье бы высыпаться! Или наоборот: всю неделю на работе, едва до дома дойдешь – спать пора, так хоть в воскресенье какие-то домашние дела переделать бы: полы перемыть, огородом заняться, машину на сервис отогнать…»
«О смыслах Литургии детям 1 и 2 части» (продолжительность 22:48 и 22:38)
«О смыслах Всенощной детям» (продолжительность 23:48)
«Первое знакомство детей с Великой вечерней» (продолжительность 12:50)
«Первое знакомство детей с Утреней» (продолжительность 09:36)