Переходный возраст

Виктор (Мамонтов) (1938–2016), архимандрит, настоятель Свято-Евфросиньевского храма в Карсаве, автор нескольких книг и многочисленных статей по истории Русской Православной Церкви.

«Проблемы детей подросткового возраста»

«Нужно уважать его нынешнее состояние – состояние духовного голода, которое он сам может не осознавать. Да, как ни странно, он голоден. Если человек голоден физически, то он это ощущает и стремится к тому, чтобы насытится. А когда человек имеет духовный голод, он часто его не ощущает. Он старается заполнить некую пустоту в душе суррогатами. И, насытившись ими, уже не может почувствовать нужду в настоящей пище – в общении с Богом»

 

Максим Первозванский (1966), протоиерей, клирик московского храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе, главный редактор православного молодёжного журнала «Наследник», духовник молодёжной организации «Молодая Русь», отец девятерых детей. 

«Они выросли и … остались в храме»

«Причем этот вопрос личного самоопределения не один раз в жизни встает. Мы ведь не ангелы, для нас есть как покаяние, так и падение. Почему, например, пожилые люди начинают в храм ходить? Не потому, что им на пенсии делать нечего, как считают молодые. А именно потому, что очередной кризис личного самоопределения приходится как раз на предпенсионный и пенсионный возраст. Кстати, я знаю многих людей, которые в старости, наоборот, в храм ходить перестали»

 

Павел Гумеров (1974), протоиерей Русской Православной Церкви, духовный писатель, публицист.

«О переходном возрасте»

«Конечно, полностью оградить подростка от всех бед не получится. Дети покуривают, пробуют алкоголь, совершают другие проступки часто не потому, что склонны ко греху, а потому, что находятся в поиске, становлении, им хочется все испытать на собственном опыте и конечно почувствовать свою «взрослость»

 

Януш Корчак (1878-1942), польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

«Период созревания»

«Следует помнить, что ребенок недисциплинирован и злобен не оттого, что “знает”, а оттого, что страдает. Безмятежное незнание снисходительно, в то время как раздражающая усталость агрессивна и мелочна»

 

Гермоген Иванович Шиманский (1915–1970), литургист, богослов, преподаватель, ученик профессора Киевской Духовной Академии М.Н. Скабаллановича, духовный писатель. 

«Отроческий возраст. Подросток»

«Это не бедность, не пустота и не безлюдье подростковых лет. Наоборот, они бывают насыщены событиями, переживаниями, людьми. Но события – преимущественно острые, тревожные, и переживания – часто ранящие. А люди порой кажутся несправедливыми, чуждыми, даже злыми…»

 

 

Софья Сергеевна Куломзина (1903 — 2000), доктор богословия, известный православный педагог, автор книг по религиозному образованию.

«О подростках»

«Мне часто рисуется такой образ — душевная жизнь подростка похожа на состояние человека, старающегося выйти во тьме из чужого дома. И он натыкается на твердые предметы: столы, стулья. Даже если он только натыкается на них, ему все–таки легче найти выход, чем если бы все предметы были мягкими или бесформенными. Важно помнить, что нельзя навязывать подростку собственные представления. Нельзя требовать, чтобы то, что вдохновляет нас, что нам кажется трогательным или красивым, вызывало те же чувства у наших детей»

 

Анна Сапрыкина, кандидат педагогических наук, православный журналист, автор книг для детей и родителей, автор «Материнских заметок» на Православие.ру, мать семерых детей. 

«Подростки на службе в храме»

«Поддерживать, но отпускать; требовать верности главному – и ни в коем случае не требовать, даже не ждать верности всему прочему, не самому главному; а самое важное – слышать взрослеющего ребенка, его самого слышать, а не себя»

 

Ошибка в тексте