Пояснение молитвы: «Символ Веры»

ДЕТЯМ О МОЛИТВЕ. СИМВОЛ ВЕРЫ.

Во что ты веришь? Такой вопрос могут задать любому, кто называет себя верующим. Первые христиане, наверное, отвечали на него просто и кратко: «Верую в Иисуса Христа, Сына Божия, Распятого и Воскресшего». Но в разные времена в разных странах появлялись люди, которые, хотя и называли себя христианами, придумывали и распространяли ложные, неправильные учения о Боге.

Церковь наша потому и называется Православной, что она право — истинно и правильно — славит Бога. И чтобы все мы, называющие себя православными христианами, вместе со всей Церковью правильно славили Бога, нам нужно общее для всех объяснение нашей веры в самых кратких и в то же время полных словах, не оставляющих места никакой неправде.

И такие слова Церковь нам дает. Называются они Символом веры (символ — это знак, выражающий целое и глубокое понятие). Символ веры составлен в давние времена на первом и втором Вселенских Соборах (собраниях святых отцов Церкви со всего мира).

Символ веры — краткое и точное изложение основных истин христианской веры, которое нужно знать всякому христианину.

В кратких и точных словах Символа веры мы исповедуем, то есть открыто объявляем, во что же мы верим:

По церковнославянски:

ВЕРУЮ: во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
ИСПОВЕДУЮ едино крещение во оставление грехов.
ЧАЮ воскресения мертвых
и жизни будущаго века. Аминь.

Единаго — единственного, одного;
видимым же всем и невидимым — всему видимому и невидимому;
Имже вся быша — Которым все сотворено;
за ны — за нас;
одесную — по правую сторону (то есть в наибольшей чести);
паки — опять; паки грядущаго — Который опять придет;
Иже — Который; Иже от Отца исходящаго — Который исходит от Отца; Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима — Которому следует поклоняться и Которого следует прославлять наравне с Отцом и Сыном;
глаголавшаго пророки — говорившего через пророков.
чаю — с надеждой ожидаю.

Русский перевод:

1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
3. Нас ради людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившагося от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком.
4. Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшего в третий день, согласно с Писанием.
6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону от Отца.
7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца.
8. И в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, от Отца исходящего, равно с Отцом и Сыном покланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
9. В единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую одно крещение для оставления грехов.
11. Ожидаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущего века. Истинно так.

Символ веры делится на двенадцать частей.

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Я верую в единого Бога Отца: верю, что Бог — один, что Он все содержит в Своей власти и всем управляет, что Он сотворил Небо и землю, то есть видимый и невидимый (материальный и духовный) мир.

Словами: Верую во единаго Бога Отца — мы говорим прежде всего о том, что мы — верующие, что мы уверены в том, что Бог есть, всем сердцем принимаем это и стремимся жить в согласии с этим — свидетельствовать это нашими словами и делами. Говорим мы о главном в нашей вере — о тайне Святой Троицы: что наш единый Бог — это Отец, и Сын, и Дух Святой.

Вера — это уверенность в невидимом, как в видимом. Когда-то, споря с верующими, неверующие говорили им: «А как же космонавты летали в космос, а Бога и ангелов не видели?» Но мы, христиане, в первых же словах нашего Символа веры и говорим о том, что Бог — это Дух, невидимый, непостижимый, высочайший, всесовершенный, а небом называем невидимый мир духовных существ, ангелов, которых Бог со¬творил прежде Солнца, Земли и людей.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Здесь говорится о том, что Иисус Христос — равнозначное «Лицо» Святой Троицы, Бог истинный, рожденный от Бога истинного. Он единосущен (той же сущности) Отцу.
Христос был всегда, также как Бог Отец, как Бог Дух Святый. Он был вместе с Отцом изначально.

Святые отцы приводили в качестве образа Троицы солнце. Видимая часть солнца — это круг, от него рождается свет и исходит тепло. Святитель Василий Великий, рассуждая о Пресвятой Троице, использует явление радуги: «И в многоцветности открывается единый лик — нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различия, но не можем измерить расстояний. В совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается в многоцветном сиянии».

3. Нас ради людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившагося от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком.

Начиная с этого утверждения в «Символе веры» идет подробное изложение Спасения всего человечества Иисусом Христом. Вечный Сын «сходит с небес». Но не перемещается в пространстве, а воплощается от Духа Свята и Марии Девы. Принимает человеческую плоть. Будучи совершенным Богом становится Совершенным Человеком.

4. Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего, и погребенного.

Зачем было умирать Христу?

Бог есть любовь. И Сам Господь Иисус Христос сказал: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Евангелие от Иоанна, гла¬ва 15, стих 13). Он и положил за нас душу — заслонил нас Собой от вечной смерти, принял на Себя, по воле Бога Отца и Своему милосердию, ответственность, боль и наказание за грехи всего мира. Это называется искуплением. Бывает, хотя и редко, что человек заслоняет другого от пули собственной грудью или, подменив собою друга, идет вместо него на казнь. Мы понимаем, что это — величайший подвиг любви. Но в состоянии ли мы понять, что Христос совершил такой подвиг за всех людей? Точнее — за каждого из нас. Он умер на Кресте (это самая позорная и мучительная казнь, какая только существовала) — за тебя.
Понять и почувствовать все это можно, если жить с Христом — жить жизнью Церкви.

Но люди по-прежнему свободны: они и теперь могут не принять Христовой жертвы, остаться «сами по себе», по-прежнему не захотеть быть вместе с Богом. Только тогда человек освобождается Христовой жертвой от своих грехов, когда он сам стремится быть с Христом, нашим Спасителем, верит в Него, любит Его, исполняет Его заповеди и соединяется с Ним в Таинствах Церкви (Крещении, Причастии, Покаянии).

Первый человек привнес в мир смерть, а Христос дал вечную жизнь. Упоминанием конкретной личности «при Понтийстем Пилате», подчеркивается реальный исторический момент. Христос действительно страдал на Кресте, терпел муки, для того, чтобы избавить нас от смерти. Он поистине умер и был погребен. Но Воскрес. Так рухнула стена между Богом и людьми – стена греха. И так исчезла причина вечной смерти.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

Здесь рассказывается о том, что в третий день Христос силой Своего Божества, воскрес из мертвых. Смерть была уничтожена. С Пасхального утра начался обратный ход мировой истории – процесс воскресения всех умерших. Об этом предсказывали и древние пророки. Их слова дошли до нас в священном Писании.

Я верую, что Он воскрес в третий день после Своей смерти, как было о том предсказано в пророческих писаниях Библии. Господь Иисус Христос по-настоящему умер за нас — как истинный и совершенный Человек. Но Он — Истинный Бессмертный Бог, смерть не властна над Ним, — и Он воскрес!

Его смерть и положение во гроб были наказанием за наши грехи — Его Воскресение и восстание из гроба стали знаком нашего помилования.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

На сороковой день после Своего воскресения Христос плотью вознесся на небеса, прокладывая нам путь в вечное отечество. Господь Иисус восседает по правую сторону (одесную) Отца, и, как Человек, участвует в управлении миром. Он ожидает окончания проповеди Церкви, собирающей в Царство всех спасенных.

Я верую, что Господь Иисус Христос в сороковой день по Воскресении Своем вознесся телом на Небеса и сел одесную — по правую сторону — Бога Отца, то есть имеет с Ним равную силу и равную честь, теперь уже не только как Сын Божий, но и как Богочеловек.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

Здесь говорится о Втором Пришествии Господа Иисуса Христа. Он придет на землю уже не как Спаситель, а как Праведный Судья. По Его слову при пении трубы архангела воскреснут все мертвецы. Все живые будут мгновенно преображены. Так что человечество с первого человека и до последнего соберется перед Его троном.

Я верую, что Господь Иисус Христос опять (паки) придет на землю, чтобы судить всех людей — как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут. Он воздаст каждому по делам его, отделит праведных от грешных и из праведных образует Царство Свое, которому никогда не будет конца.

(Вспомни, как в утренней молитве святого Макария Великого мы просим Господа: «и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное».)

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Я верую, что третье Лицо Святой Троицы — Святой Дух, такой же истинный Господь Бог, как Отец и Сын. Верю, что Святой Дух дает всему жизнь — то есть Он, наравне с Отцом и Сыном, Творец всего. Верю, что Дух Святой исходит от Бога Отца, и что Ему следует точно так же поклоняться, как мы поклоняемся Отцу и Сыну, и так же прославлять Его, как мы прославляем Бога Отца и Бога Сына. Верю и в то, что Святой Дух говорил через пророков и апостолов и по Его вдохновению написаны все священные книги.

Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христова. С тех пор Он живет в святой Церкви и продолжает действовать в верующих, научая их вере и укрепляя их силы к деланию добра.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Я верую в единую, святую, соборную (в которой участвуют все), основанную апостолами Церковь.

Господь Иисус Христос сошел на землю, чтобы человека возвести на Небо, чтобы люди могли вновь соединиться с Богом. Основанное Им единство всех верующих с Богом и есть Церковь. Церковь — от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священством и Таинствами. Глава Церкви — Сам Христос.

Церковь едина, то есть одна — только Христова. Церковь едина — составляет единство, потому что в ней люди, соединяясь с Богом, с Главой Церкви Иисусом Христом, соединяются и друг с другом и становятся одним духовным целым; потому что один Дух Святой одушевляет все в ней. И цель у Церкви одна — освящать людей. В Церкви одно учение, единые Таинства. Сам Символ веры — тоже выражение единства Церкви: мы, члены Церкви, верим в одни и те же истины и одними и теми же словами выражаем эту веру.
А еще единство Церкви в том, что едины Церковь земная — в которой мы сейчас — и Небесная, к которой принадлежат святые ангелы и все, скончавшиеся в вере и святости, в любви ко Христу. Глава и Небесной, и земной Церкви — Иисус Христос, а в молитве веры и любви мы общаемся со святыми, с ангелами и с нашими умершими близкими.

Церковь свята, потому что ее освятил Господь наш Иисус Христос Своим учением, молитвой, страданиями и Таинствами. И хотя в Церкви есть согрешающие, она не перестает быть святой: так красоте дерева не мешает то, что на нем есть еще не распустившиеся или поблекшие листья. Цель Церкви в том и состоит, чтобы освящать грешных людей, прежде всего через покаяние. А те, кто не хотят каяться и не исправляются в своих грехах, отсекаются от Церкви, как засохшая ветвь срубается с дерева.

Церковь Соборная, потому что собирает, объединяет всех истинно верующих людей всех мест, времен и народов. Поэтому Церковь еще называют Вселенской (от слова «Вселенная»).

Церковь Апостольская, потому что Господь распространял и утверждал Свою Церковь через Своих учеников — апостолов, и Церковь постоянно и неизменно сохраняет полученное от апостолов учение и силу Свято¬го Духа, действующего в ней.

10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

Я открыто объявляю, что для прощения грехов и духовного возрождения нужно только один раз принять Крещение, то есть троекратное погружение в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Признаю также, что, кроме Крещения, в Церкви есть еще другие Таинства, освящающие жизнь человека.

Таинства Церкви — священные действия, через которые тайным образом действует на человека благодать — спасительная сила Божия. Таинств семь. Вот их названия: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.

В Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную.
В Миропомазании (оно обычно совершается сразу после Крещения) человек получает благодать Святого Духа, духовно укрепляющую его.
В Причащении питается духовно, соединяется со Христом.
В Покаянии исцеляется от духовных болезней — грехов.
В Священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других с помощью учения и Таинств.
В Браке получает благодать, освящающую супружество, рождение и воспитание детей.
В Елеосвящении (соборовании) врачуется от болезней телесных через исцеление от болезней духовных.

11. Чаю воскресения мертвых.

Я с надеждой и уверенностью ожидаю, что будет та¬кое время, когда души умерших людей опять соединят¬ся со своими телами и все умершие оживут.

Воскресшие тела будут духовны и бессмертны. Апостол Павел сравнивает воскресение тела с прорастанием зерна: зернышко истлевает в земле, от него как бы и не остается ничего — но из него вырастает трава или дерево.

Преобразится тогда и весь наш мир, так что в нем уже не будет смерти, разложения, никакой порчи: будут «новые небеса и новая земля».
Вот как сказал о всеобщем воскресении мертвых Сам Господь: Мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут… Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Евангелие от Иоанна, глава 5, стихи 25-29).

12. И жизни будущаго века. Аминь.

Я ожидаю также, что, когда воскреснут мертвые и со¬вершится над всеми суд Христов, для праведников начнется вечная блаженная жизнь, бесконечная радость близости к Богу, а для нераскаянных грешников — вечная мука, невозможность соединения с Богом, Которого они отвергли в своей земной жизни и волю Которого отказались исполнять.

Слово Аминь («Истинно», «Истинно так», «Да будет», оканчивающее Символ веры, — подтверждение, что все сказанное в двенадцати его частях — истина, только так может быть выражено и не может быть изменено.

Источник: «Научи нас, Господи, молиться!», Москва, 2004.

Ошибка в тексте